Человек Азартный, или гемблинг

kotl

Escape № 1 — Homo impetus. ЧЕЛОВЕК АЗАРТНЫЙ, или ГЕМБЛИНГ

 

Глава из книги: Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. — М.: Психотерапия , 2006. — 469 с.  ISBN  5903182038
 
 
Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Артур Шопенгауэр 
 
 
Одно из величайших несчастий, которые могут случиться с человеком —  выигрыш на скачках в юные годы.
Дэнни Макгурти

 

В этом разделе будет рассмотрена одна из самых серьёзных и разрушительных аддикций. Это зависимость от азартного поведения. Она проявляется неконтролируемым влечением к состоянию, которое возникает во время азартной игры. Человек стремится к новой, изменённой реальности, формирующейся во время азартной игры. Сам термин «гемблинг» образован от английского слова «gamble» и переводится как «рискованное предприятие, азартная игра». Иначе эта зависимость называется лудоманией (от латинского «ludo» — «играю»).

Гемблинг занимает особое место среди зависимостей именно из-за своих последствий. От него страдают преимущественно молодые, чаще успешные и нередко талантливые люди, которые быстро утрачивают свои способности, цели, приносят ущерб себе и своим семьям, часто совершают преступления на почве зависимости.

Считается, что аддикцию от азартных игр имеют примерно от 0,5 % до 1,5% населения развитых стран с современным типом жизни. Однако, скорее всего, этот показатель занижен и людей, зависимых от азартных игровых реальностей намного больше. В указанное выше число вошли только игроки казино и прочих заведений для азартных игр. Но существуют и другие формы игровой зависимости, которые предполагают получение удовольствия от азартного, рискованного действия. Рискованной, азартной игрой нередко становится политическая, предпринимательская и финансовая   деятельность  (от биржевого или криминального бизнеса до участия в лотереях, пирамидах типа МММ). Зависимые от таких форм азартной игры встречаются значительно чаще, а последствия их действий для самих себя и других людей ещё более разрушительны. В то же время количество людей, которые признают свою зависимость от азартных игр проблемой, значительно меньше, чем реальное число зависимых. Это связано с особенностями зависимости вообще (отсутствие критики к своему состоянию), с отсутствием информации о гемблинге, как о проблеме и с отсутствием  услуг по оказанию помощи при гемблинге.

Предпосылки формирования гемблинг-реальности

Гемблинг — особая зависимость для современного человека. Для её формирования в обществе создаются не просто благоприятные условия, а, зачастую, режим максимального благоприятствования — человек  подталкивается к азартной игре, вынужден играть. При этом особое значение в возникновении и распространении гемблинга имеет отношение к азартным играм, которое насаждается человеку извне. Этим, прежде всего, занимается один из самых высокорентабельных видов бизнеса — игровой. Он предлагает массу форм азартных игр — от казино до лотерей. Разнообразная и изощрённая индустрия азартных игр постоянно предлагает «легко и быстро получить квартиру, машину и кругосветное путешествие» ничего для этого не делая. На азарте основаны все популярные телешоу, которые допускают азарт «для умных», «для везучих», «для упорных», «для расчётливых»… И азарт, риск становится не просто дозволительным, но поощряемым качеством, спутником успеха. «Не рискуя не выигрываешь! Рискни и будешь счастлив!» — вот девизы многочисленных телешоу и рекламы. Элементы азарта прижились в торговле, и подстерегают человека во время многочисленных распродаж. Подробнее об этих и других применениях эффекта азартной игры в различных сферах жизни рассказано в конце главы.

Многочисленные лотереи, розыгрыши призов, подарки, индустрия казино и прочие азартные мероприятия приводят к мысли о том, что азартное поведение — вполне допустимый и желанный вариант удовольствия. Они «приучают» реальность любого человека к мысли о том, что игровые учреждения «рядом и являются обычной частью жизни». Это признаётся даже на государственном уровне. Достаточно вспомнить пирамиду ГКО — азартную игру, устроенную российским государством и закончившуюся кризисом. Более того, популярные герои современных книг и фильмов добиваются успеха, предварительно проходя через рискованные ситуации. Те, кому предлагается подражать, рекламируют риск и криминальность действий как достойную, а зачастую и единственную возможность достижения жизненного успеха.

Всё это подтверждается жизнью, где утрированно чётко разделена жизнь бедных и богатых, сильных и слабых. И, чем современнее, требовательнее жизнь, тем больше это разделение. Независимо от того, что говорится человеку,  что он видит, богатство приобретается и теряется слишком быстро. Благосостояние и успех очень часто не зависит от видимых и демонстрируемых способностей и конкретных действий. Всё это производит ощущение того, что успех вне реальности, а то, что человек делает никак не связано с тем, что он может получить. При этом нередко кажется, что «нужно рискнуть, и всё будет у ног».

При этом современная жизнь навязывает культ силы, власти и денег. Всё это замешано на двойной морали — человеку предлагают зарабатывать «честным трудом» те, кто получил деньги и власть совершено иным способом, абсолютно недоступным и неведомым для большинства. В такой ситуации, после безуспешных попыток «следовать предлагаемым рецептам» нередко рождается простая мысль — любые пути, кроме рискованных и криминальных не способствуют успеху.

В данной реальности именно азартные игры позволяют создать иллюзию, которая наиболее точно имитирует процессы получения большого денежного состояния. При этом игра, имитируя бизнес, вычленяет из него только самый увлекательный — игровой элемент. Она не требует значительного вложения первоначального капитала, связей, времени и сил для получения эффекта. В итоге человек, который в силу различных причин считает бизнес недоступным для себя,  при помощи азартных игр может имитировать занятия бизнесом.

Такова реальность, предлагаемая обществом человеку. В ней он вынужден искать и достигать свою цель. При этом  процесс достижения собственной цели, сопряжённый с преодолением препятствий вне и внутри себя, вкладыванием сил в саморазвитие, выглядит не очень привлекательно. Более того, он не сопровождается приобретением дивидендов, значимых и пропагандируемых в реальности, которая окружает человека. Значительно более выгодным кажется движение к цели при помощи игры, сопряжённой с риском и атмосферой праздника. От цели, которая приведёт к зависимости, человек оказывается защищённым только собственным предназначением. Только собственная, расположенная внутри себя цель, может противостоять тому, что человек видит вокруг. Но собственную цель нужно найти и, затем, достигнуть. Этот процесс значительно сложнее и дольше чем просто рискнуть. К тому же большинство людей вокруг озабочены чем-угодно, только не поиском себя.

В подобной реальности вполне закономерно появление зависимостей. Зависимость от азартных игр, как и любая другая зависимость, всегда имеет корни в неудовлетворённости от имеющихся жизненных целей. Первоначально то, к чему человек стремится, не доставляет ему положительных переживаний. Более того, это приводит к жизненному фиаско. Зарождается и крепнет недоверие к поискам своих, особых целей вообще. Поиск цели внутри себя становится занятием «для детей и чудаков», «умственной мастурбацией», особенно на фоне успешности сильных мира сего, жёстко указывающих место, куда надо стремиться.

Человек становится на путь, ведущий к гемблингу, когда оказывается полностью разочарованным результатами поиска и достижения своей, внутренней цели. Эти результаты выглядит смехотворно и унизительно в реальности, созданной обществом. Так формируется пренебрежение, негативное отношение к целям как таковым. Если цель недостижима, то, для того, чтобы избавиться от негативных эмоций по поводу её недоступности, нужно просто ликвидировать цель из реальности. При формировании зависимости от азартных игр человек стремиться выйти из самого процесса достижения целей, не достигать никаких целей вообще.

Подобное специфическое отношение к собственной цели свойственно не всем людям, да и не всем зависимым. Попытки «уничтожить» цель в принципе, геноцид любых целей, связаны с особенностями личности будущих гемблеров. Обычно для того, чтобы выбрать такую форму зависимости, человек должен обладать особым восприятием реальности и особыми взаимоотношениями с ней.

1. Особое восприятие реальности

  • Тотальная неудовлетворённость реальностью (своей жизнью, работой, семьёй и т.д.)
  • Восприятие собственных способностей (особенно интеллектуальных), как более высоких, чем у большинства из окружения (не всегда, но часто)
  • Сложность приспособления к реальности из-за особенностей воспитания (холодность или повышенная опёка со стороны родителей)
  • Восприятие любой проблемы как угрозы существованию, «разрушению реальности».

2. Особые взаимоотношения с реальностью

  • Игнорирование действительности, тенденция к построению защитных иллюзий. Стремление извращать, избегать реальность, предаваться иллюзиям при неудачах, проблемах. Неспособность переносить напряжение и бегство от реальности при напряжении.
  • Повышенная требовательность к реальности в сочетании с пониженной требовательностью к себе. Попытки безответственно манипулировать реальностью, «брать от мира, не отдавая», стремление пользоваться реальностью «даром», ничего активно не предпринимая
  • Стремление получить признание, лидерство, агрессивность
  • Склонность к риску
  • Отношения к материальным благам в семье: «все, или ничего», деньги и блага становятся культом или презираются
  • Трудности с прогнозированием развития ситуации
  • Стремление ускорять принятие решения

Инструменты «перехода» в гемблинг-реальность

Когда неудовлетворённость имеющейся реальностью приводит к выраженному дискомфорту, человек начинает искать пути, чтобы устранить неприятное состояние, т.е. выйти из имеющейся реальности. Потенциальный гемблер для этого использует особые действия. Это действия, которые не ведут к цели, так называемые «бесцельные» поступки. Причём гемблер пытается совершить не просто бесцельные для обычной реальности поступки. Он ищет поступки, которые разрушают цели обычной реальности. Он объявляет целям войну. Чтобы лишить реальность цели, действие должно либо носить экстремальный характер, быть неадекватным имеющимся возможностям, либо вообще не опираться на возможности, быть бессмысленным. Существует два основных варианта, которые позволяют «уничтожить цель» и тем самым выйти из реальности. Это экстремальные действия в рамках спорта или рискованные действия в рамках игры.

Первый путь устранения целей предлагают различные виды экстремального спорта. Как правило, путь к экстремальному спорту прост. Сначала отсутствие удовлетворительной цели приводит к дефициту эмоций. Затем голод эмоций приводит к стремлению компенсировать его неадекватно сильными переживаниями. Способ их получения — совершение рискованных, опасных действий, «хождение по краю пропасти». Такие люди прыгают с парашютом, занимаются альпинизмом, дельтапланеризмом, подводным плаванием, осваивают пещеры, моря и т.д. Для кого-то это оказывается достаточной компенсацией бесцельности. Но экстремальный спорт далеко не для всех становится удобным способом повоевать со своими целями. Любой экстремальный спорт требует значительных затрат времени и вложения больших сил. Т.е. экстремальный спорт предполагает достаточно серьёзные занятия, он обременителен и опасен.

Альтернатива экстремальному спорту возможна. Для этого человек должен совершать особое действие, которое ведёт «либо к огромному чуду, либо к огромной утрате», т.е. сопровождается значительным риском достижения результата, цели. Такое действие предполагает достижение того, что абсолютно не соответствует возможностям человека. При этом сама цель становится вторична, не имеет значения, поскольку в принципе не достижима, а все внимание сосредоточено именно на действии. Само по себе это достаточно удачно имитирует процесс достижения истинной цели. Истинная цель постоянно отступает от человека на шаг, остаётся вдали, а человек находится в процессе её достижения всю жизнь. Но, в данном случае, цель не находится на расстоянии, она отсутствует в принципе.

Такое действие невозможно в обыденном мире. Для него требуется создание особой реальности, в качестве которой выступает искусственная игровая ситуация. Чем более экстремальна игра, т.е. чем больше действие оторвано от реальных целей и опасно, тем быстрее оно «выводит» человека в состояние бесцельности, отрицания цели как таковой… и даёт тем самым облегчение. Человек меняет бессмыслицу и пустоту обыденной жизни на нереальное состояние свободы. Эта иллюзорная свобода проистекает из бесцельности поступков. Вот почему в азартной игре выигрыш и проигрыш не имеют никакого значения, важно само действие и его эффект.

В поиске новой, бесцельной реальности, человек приходит к игре. Она оказывается вполне комфортным и эффективным способом бегства от имеющейся жизни в иллюзию. Особенно это касается специально разработанных для таких целей азартных игр. Эффективность и популярность игры как средства имитации желаемой реальности определяется, прежде всего, её функциями.

1. Компенсаторная функция. В игре человек использует те силы, которые он не вложил в достижение цели. Он вкладывает их в игру. Это заметно ослабляет внутреннее напряжение, связанное с потребностью двигаться в направлении своей цели. По сути дела это ни что иное, как защитный механизм, открытый ещё Фрейдом и получивший название сублимации. Подобное приложение сил достаточно выгодно для общества, поскольку упорядочивает приложения сил человеком, направляет их в безопасное для общества русло. Так «тушится» потенциально опасный для общества потенциал человека, не переходя, например, в агрессию. Игра нейтрализует её в своём пространстве, времени и своими правилами.

Таким образом, игра обеспечивает процесс «вложения себя» в деятельность, имитирующую достижение цели. Человек получает возможность через игру выразить то, что оказывается невостребованным или неодобряемым в жизни, где выполнение большинства действий распределено обществом так, чтобы поддерживать иерархию. При этом  большинство личных действий человека становятся ненужными и бессмысленными, их заменяют высокоспециализированные сервисные услуги. Отказ от таких действий — это не просто прихоть, это отказ от поступков, которые не поддерживаются, осуждаются обществом. В то же время внутреннее напряжение от невостребованности своих способностей человека также невыгодно для общества. И здесь на помощь приходит игра. Она помогает создать иллюзию востребованности тех сил и способностей, которые не приемлемы для иерархии,  компенсировать общество.

2. Развивающая функция игры. Достижение цели предполагает развитие способностей, которых у человека не было. Они развиваются в «свободной» зоне реальности — месте, которое имеется у каждого человека и может быть «заполнено» только развивающимися способностями. Если человек не двигается к цели, это место остаётся пустым. Человек ощущает это как тягостный недостаток, «неполноту жизни», И здесь игра опять приходит на помощь. Она требует развить способности, помогающие играть лучше, победить. Это создаёт иллюзию достижения цели. Разные игры развивают разные качества, человек выбирает ту игру, которая подходит для него лучше, создаёт более подходящую иллюзию. Игра — один из вариантов творчества. Она расширяет горизонты для проявления самого себя, даёт возможность для реализации своих скрытых желаний, способностей, фантазий.

Итак, игра — деятельность, которая автоматически выводит человека из обыденной реальности, лишает актуальности проблемы с целью. Помимо функций игры это связано с рядом её особенностей.

1. Игра, сама по себе является одним из наиболее распространённых и популярных стереотипов поведения. Элементы игры присутствуют в самых разных сферах жизни. В большей или в меньшей степени, в открытой или в завуалированной форме, но ею пользуются все. Поэтому игра входит в реальность каждого человека как обязательный компонент. Обращение к игре является стандартным способом изменения реальности, родным для человека современной цивилизации. Игра распространена в современной действительности. В реальную жизнь вкраплена масса  игровых элементов, которые переплелись с нею так, что грань между игровой реальностью и жизнью часто стёрта.

При этом, какой бы ни была игра, она служит для компенсации имеющейся реальности или для её совершенствования. Игра становится нужной как для бегства от реальности, когда она не устраивает человека, так и для улучшения реальности, когда человек прибегает к игре, как к механизму творчества. Игра выводит человека из реальности, в которой он пребывает, находясь в обществе. Это происходит за счёт выключения из общественных, иерархических отношений, которые, как известно, основаны на иерархии собственности. Выключение связано с тем, что игра не направлена на производство товара, в отличие от той деятельности, которой человек занимается в обществе и нацелена не на результат, а на процесс.

Даже основа общества — иерархия собственников, основана на игре в производителей, так и потребителей. Более того, чем больше человек входит внутрь такой иерархии, тем больше его потребление выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей. Это значит, что его потребление всё чаще становится игрой. Чем дальше в современной жизни человек уходит от реальности, чем больше его действительность насыщена образами, не имеющими отношения к действительности, а созданными для имитации жизни, «игры в жизнь», тем больше в его жизни игр.

Кстати, образы, которые не соответствуют действительности, создаются для строительства альтернативной, искусственной реальности с целью бегства от действительности — один из основных признаков зависимости. Эти образы здесь и далее в книге будут называться симулякрами.

2. Игра выводит человека из взрослой составляющей его реальности, переводя в детскую. Это связано с тем, что игра — прежде всего детский путь существования в мире. Игра — самая ранняя форма деятельности. Она  является для человека самым первым способом, который применяется для достижения цели в детстве, универсальный способ вхождения в мир, его исследования. Именно при помощи игры ребёнок обучается вкладывать свои силы в развитие способностей и достижение результата. Также при помощи игры ребёнок осваивает цели и роли, которые предлагает общество. Т.е. через игру человек в начале своей жизни находит цель и достигает её. Поэтому её значение для ребёнка настолько велико, что он инстинктивно стремится к игре всегда и всюду, в том числе, преодолевая сопротивление и агрессию взрослых, в ситуациях, когда в игре, с точки зрения взрослых, «нет функциональной необходимости».

Взрослея, человек заменяет игру на действия, направленные на достижение цели. Он перестаёт действовать по правилам игры и изображать её героя. Вместо этого он действует либо от себя и по своим правилам, либо, исходя из правил общества и по навязанной ему роли. Поэтому, между игрой и действительностью нет чёткой границы. Особенно это касается игры, выполняющей компенсаторную функцию.

Игра становится частью работы, давая работе часть перейти в призвание. Это происходит, когда на работе человек пытается выразить себя, вносит в работу творчество и элемент соревнования.

Игра становится частью предпринимательства — т.е. работы на себя, когда главной становится не прибыль, а победа. Не зря подавляющее большиство страдающих гемблингом — бизнесмены. Ведь между азартной игрой и бизнес-операциями (например, биржевые спекуляции) нет принципиальной разницы.

Игра становится частью войны и политики, когда главным становится победа. То же касается и науки ради науки или признания.

3. Игра не является обыденностью, т.е. выводит человека за рамки его обычной жизни. Она переводит человека в состояние «вне обыденности». Не зря Йохан Хейзинга в своей книге «Человек играющий» писал, что игре чужда обыденность, она украшает и заполняет жизнь. Т.е. игра имеет направление, цель, реальность, отличные от целей и реальности обычной жизни. Эта цель заключена внутри самой игры, реальность игры создаётся в процессе игры. Реальность игры временна и ценна сама по себе.

Реальность игры не оставляет места для целей обыденной жизни. Это особая реальность «карнавала». В такой реальности человек получает возможность отойти от жизненных целей и стать действующим лицом, центральной фигурой «сказочного мира».

В целом игра создаёт иллюзию выхода из современного мира, где происходящее является обманом, приманкой, не связанной с реальностью. Именно этим привлекает человека игорный бизнес. Он предлагает за счёт запредельной эмоции игры выйти за пределы обыденности и «прикоснуться к реальности». Но, на самом деле, это лишь иллюзия, поскольку человеку предлагается искусственный путь выхода из реальности общественных симулякров. Этот путь приводит в другую искусственную реальность — игровую.

Игра — то, что не имеет отношения к жизни, то, без чего можно обойтись. Она не продиктована целями человека и не нужна для их достижения. Эта её особенность автоматически приводит к созданию новой реальности. Начиная игру, человек как бы начинает иную жизнь, создаёт, как писал Й.Хейзинга «рукотворный оазис внутри хаоса реальной жизни, играет «другое существо».

4. Игра — это свободная деятельность, которая осуществляется по своему желанию. Игра по принуждению не является игрой. Это позволяет имитировать при помощи игры подлинную свободу, создавать иллюзию «я играю, значит я свободен».

5. Игра — модель поведения со строго определенными, заранее известными правилами, временными и пространственными границами. В отличие от жизни, правила и сценарий игры известны заранее. При помощи правил игры автоматически создаётся новая реальность. Внутри игровой реальности царит собственный порядок. Он является  стержневой составляющей игры, задаёт её напряжение, равновесие, балансирование, чередование, контраст, вариантность, завязка и развязка, разрядка, разрешение… Отклонение от него расстраивает и обесценивает игру. Это происходит сразу при установлении границ, правил игры. Нарушение правил ведет к разрушению самой игры, которая становится невозможной. Наконец, игра имеет конец, что позволяет достичь её цели в обозримом, известном будущем.

6. Игра создаёт новую реальность, в которой имитируется, деятельность, которую человек не может использовать для построения естественной жизни. Она вводит в мгновенную реальность «здесь и сейчас», непредсказуемую, зависящую от текущего расклада сил. Она ограничена в пространстве и во времени (при помощи заранее установленной продолжительности либо конечного результата). Это ещё одна особенность игры, которая приводит к формированию новой реальности.

Азарт как средство имитации достижения цели

Для того, чтобы новая, искусственная реальность игры максимально точно имитировала процесс достижения цели, вводится элемент азарта. Азартная игра отличается от простой игры некоторыми особенностями, которые позволяют добиться полной имитации реальности человека, находящегося в процессе реализации своего предназначения.

1. Имитация веры.  В обычной жизни для достижения цели необходимо в эту цель верить. При азартной игре вера подменяется, имитируется надеждой на удачу и случай Удача — главное отличие азартных игр от обычных. В азартных играх достижение цели игры непредсказуемо, что приводит к особому типу восприятия цели и отношения к ней. Человек выбирает не настоящую веру, а её симулякр. Это выбор случайности, зависимый выбор. Одновременно вера в случай, который окажется благосклонным, позволяет имитировать поиск своего предназначения. Игрок ищет место счастливого случая вместо того, чтобы искать своё предназначение. Выигрыш он воспринимает как награду, подтверждение правильности пути. Реальность, созданная в игре, позволяет воспринимать происходящее как «предвыигрышную ситуацию». В такой ситуации близость выигрыша заменяет цель.

2. Имитация цели. В качестве такой цели чётко выступают ставки на деньги, т.е. цель имеет чёткий эквивалент в реальности, высоко ценимой обществом. В то же время, сами деньги приобретают иной смысл. Азартная игра, особенно в казино, это не просто игра на деньги. Это зарабатывание денег способом, не относящимся к обычным, применимым в реальности. Кроме того, это игра на суррогат  денег — фишки. Денежные манипуляции камуфлируются, превращаются в симулякр. Это позволяет выйти из реальности обычного мира, где деньги названы иначе. С другой стороны, именно размер ставок чётко определяет статус игрока, а также уровень эмоций. Это оставляет за деньгами их привычное место.

Вкладывая деньги в игру, человек вкладывает их в цель игры. В любом случае, при этом он вкладывает деньги в чужую цель. И, чем больше денег вложено, тем дальше он уходит от своей реальности в реальность игры. При этом, игра «втягивает» в свою реальность в зависимости от значения для человека того, что он вложил в игру.

3. Имитация процесса достижения цели. Азартная игра позволяет имитировать процесс достижения цели при помощи ряда присущих азарту внешних признаков. Прежде всего, азартные поступки внешне сходны с поведением, которое характерно для самовыражения, творчества. Азарт помещает человека в состояние неопределённости, «выбрасывает» из обыденности, оставляя человека один на один с пустотой, в которой, как ему кажется находится Бог. Это состояние «выбивает» из привычных, чётко обозримых, рутинных целей, достижение которых навязывается современным обществом потребления. А, значит, создаёт иллюзию приближения к чему-то стоящему, «настоящему». Кроме того, азарт позволяет испытать сильные чувства. Наконец, оно имитирует процесс достижения цели за счёт роли победителя или побеждённого. Ведь в результате игры обязательно кто-то побеждает. В итоге азарт очень напоминает действия человека, выполняющего своё предназначение. Поэтому азартное поведение популярно для имитации самовыражения, творчества.

4. Имитация процесса выбора. Азартная игра и игра вообще (в меньшей степени) помогает создать иллюзию «освобождения» того выбора, который человек делает. Зависимый выбор обыденной жизни меняется на непредсказуемый выбор игры и человек испытывает иллюзию освобождения. Выбор превращается в дуэль, а влияние на выбор в систему уловок.

5. Имитация развития способностей. Помимо того, что азарт имитирует творчество, он делает бессмысленными его проявления, а, значит, не способствует развитию способностей. Азартная игра создаёт совершенно иные условия достижения целей, в которых нет места способностям, а нужна лишь удача. Человек чувствует себя могущественным, ибо от цели его отделяет только удача. Не нужно преодолевать препятствия, развивать свои возможности, нужна лишь удача.

Таким образом, азартная игра даёт возможность выйти из реальности. И человеку начинает нравиться подобная иллюзия, он начинает раз за разом пользоваться услугой игры. С каждым случаем использования азартных игр человек совершенствует механизм получения желаемого. В результате его выбор сужается, и все действия концентрируются вокруг новой цели, формируется зависимость.

Для того, чтобы человек мог войти в состояние азарта ему предлагается  специально созданное действие — азартные игры на деньги.

Признаки гемблинга

Обычно гемблинг начинается с выбора предпочтительных игр. Это те игры, которые дают наиболее комфортную искусственную реальность. Кроме того это те игры, при помощи которых легче и надежде «убегать» от обыденной жизни, «забываться». Для каждого такие игры свои. Находя т, что подходит, человек постепенно приобретает «опыт игрового поведения». Как только обнаруживается подходящая реальность, случаи игры лавинообразно возрастают.

Гемблер испытывает эмоции, «чувствует себя живым» только тогда, когда он играет. Постепенно у него возрастает потребность «жить, испытывая реальные эмоции». Он увеличивает время, проводимое в игре. Вовлеченность повышается во время стресса. В результате, человек оказывается постоянно вовлечённым в ситуации, связанные с азартными играми. Все поступки и переживания подчиняются повторению состояния, возникающего во время игры.

Изменяется круг интересов, прежние интересы вытесняются постоянными мыслями об игре, игровой деятельностью, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями. Человек постоянно думает об игре и не может переключиться на другие мысли.

Комфорт достигается только в ситуации игры.  Прекращение игры вводит человека в состояние психического дискомфорта, раздражительности, беспокойства. Стремление играть становится непреодолимым, превосходящим по силе жажду, голод, сексуальное влечение. Внутренняя реальность полностью поглощается игровой реальностью. Человек оказывается не способным сопротивляться соблазну игры. Он  утрачивает контроль над игрой, нарастает его неспособность прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей. Он некритически воспринимает результаты игры, неадекватно оценивает затраты на игру, считает их оправданными или «основанием для возмездия, «отыгрыша».

Человек стремится скрыть ситуации игры, утаивает затраты, неверно оценивает время, поведённое за игрой. В итоге нарушаются отношения в семье, страдает работа, материальное благополучие гемблера.  Типичны нарастающие долги и последующее невыполнение обязательств по их уплате, разрыв семейных отношений, мошенничество и запрещенная финансовая деятельность.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют следующие признаки гемблинга:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания;

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску;

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда прекратить играть, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т.д.) гемблинг возобновляется.

Сходные аддиктивные реальности

Некоторые виды деятельности приводят к изменениям реальности, похожим на те, которые наблюдаются при гемблинге. Такие виды деятельности либо основаны на игре, либо включают в себя элемент игры. Некоторые из них ведут к самостоятельным аддикциям, т.е. к формированию собственной зависимой реальности. Это происходит из-за наличия собственных ведущих механизмов искажения реальности, которые оказываются для человека более комфортными в сравнении с механизмами игры. К таким видам деятельности относятся, в частности, коллекционирование,  и шопинг, описанные в других разделах книги. Другие виды деятельности очень близки к гемблингу. Это экстремальные и игровые виды спорта, а также  фанатичная поддержка спорта извне (т.н. «болельщики — фанаты»). Существует ещё одна группа видов деятельности. Они объединяются из-за того, что не обладают заметным искажением реальности и не ведут прямо к зависимости, хотя действуют сходно. Это современная индустрия развлечений, в которых нет компонента азартных игр. Все варианты изменения реальности, описанные здесь, могут предшествовать гемблингу или наблюдаться в период его скрытого, подавленного течения.

1. Спорт. Это деятельность, которая предоставляет достаточно мощные  механизмы в компенсации своего нереализованного предназначения. В современной цивилизации у абсолютного большинства людей оно остаётся не востребованным. Более того, человек нужен обществу вовсе не для того, чтобы он искал и затем реализовывал в нём то, что считает своим предназначением. Общество, в котором он живёт, преследует свои, как правило, иные цели. Это приводит к накоплению внутреннего напряжения и состояния «пустоты». В то же время, в обществе остаются поощряемыми такие качества как  активность, целеустремлённость, воля, смелость, мужество. Однако условия для их проявления в иерархии отсутствуют.

Спорт предлагает имитацию действий, в которых человек может проявить своё мужество, рискованность. Наиболее полная иллюзия «проявления себя и ощущения вкуса жизни» создаётся при занятиях экстремальным спортом. Альпинизм, скалолазание, спортивный туризм, горнолыжный спорт и т.п. предлагают такую реальность, которая позволяет совершенно иначе увидеть  и ощутить обычную жизнь потребителя. Более того, она создаёт иллюзию выхода из зависимости, имитацию свободы от условностей мира, даёт ощущение того, что человек один на один с Богом (судьбой).

В то же время далеко не для всех приемлемо увлечение экстремальным спортом. Такие люди нередко прибегают к занятиям теми видами спорта, которые становятся экстремальными только в ситуациях пиковых, рекордных результатов, при «преодолении себя». Спорт как деятельность позволяет создать реальность, в которой человек может успешно «слить силу» в процесс достижения некоей цели, получить иллюзию победы и самовыражения. Причём варианты самовыражения, степень экстремальности варьируются с большим разнообразием,  что позволяет найти каждому свой вариант — от единоборств до настольного тенниса. Для тех, кто хочет полностью исключить элемент агрессии, противоборства, соревнования, предназначена физкультура — искусственно сконструированное саморазвитие, где человек побеждает сам себя.

Во всех случаях человек находится в реальности, которая соответствует всем требованиям достижения цели, одновременно являясь профанацией, пустышкой. Так, процесс развития способностей, необходимых для достижения цели, заменяется развитием тех качеств, которые нужны в спорте (мышечной силы, быстроты, воли, интеллекта и т.д.).

2. Фанатизм. По субъективным и объективным причинам далеко не каждый может быть спортсменом, тем более, что это требует зачастую соблюдения непосильных или слишком обременительных требований — специальных условий, определённых аксессуаров, инфраструктуры. В то же время, компенсировать свои излишки сил человек может не только в качестве участника спортивных соревнований. Имеется более мягкий вариант компенсации — это участие в роли зрителя. Не участвуя в спортивном мероприятии, зритель получает те же эффекты, что и действующее лицо. Более того, это позволяет создать реальность, ещё более отвлечённую от действительности, полностью состоящую из симулякров. Поэтому индустрия игровых зрелищ настолько популярна и прибыльна в современном мире. Миллионы и миллионы людей постоянно пребывают в реальности созерцателя зрелищ. Именно для этого создан профессиональный спорт с его фанатами. Помимо профессионального спорта для имитации реальности существует популярное кино, телевидение, литература, наплавленные на массового потребителя. Сериалы, боевики, ток-шоу создают готовые для многократного потребления реальности, где заранее известны роли участников, точно дозированы эмоции и предсказуем желаемый финал.

3. Коллекционирование. Коллекционирование более подробно рассмотрено в разделе, посвящённом зависимости от потребления. Когда этот вид деятельности перерастает в зависимость, формируется реальность, схожая с той, которая возникает при гемблинге. Это связано с тем, что коллекционирование, подобно игре, идёт по правилам, в строго ограниченных рамках. При этом конечной целью также является победа, превосходство над другими, после которой, как и в игре, процесс заканчивается. Как и игра, коллекционирование помогает компенсировать отсутствие успеха в достижении цели. Владелец лучшей коллекции компенсирует отсутствие достижений жизни и, даже, в обществе (возглавляя иерархию коллекционеров). Как и гемблинг, коллекционирование поощряется специально созданным, «подыгрывающим» бизнесом, который производит товары, наделённые ценностью для коллекционера. Это серийные, тематические товары («собери всю серию!») и единичные, эксклюзивные товары — юбилейные монеты, эксклюзивная мебель, аудиотехника и т.д.

4. Шопинг. Этой зависимости в книге отведена отдельная глава. Здесь шопинг упоминается в связи с тем, что процесс производства и потребления также содержит элементы игры. Эти процессы приобретают особое значение в вариантах, граничащих с зависимостью.

Тренинг «АНТИ-ГЕМБЛИНГ»

ТЕСТ

Этот тест позволяет определить признаки начинающейся и уже имеющейся зависимости. Конечно, человек с зависимостью не критичен к себе, не считает своё состояние болезнью и не хочет лечиться. Поэтому остаётся порекомендовать этот тест близким, чтобы подтвердить свои опасения или отказаться от них.

  1. Бывает ли, что Вы чувствуете вину, стыд, после того, как рискуете?
  1. Бывало ли, что люди меняли своё мнение о Вас из-за Ваших рискованных поступков?
  1. Случалось ли Вам подвергать риску свою работу (учёбу)?
  1. Случалось ли Вам подвергать риску благополучие своей семьи?
  1. Можно ли сказать, что Вы чувствуете себя бодрым, активным, работоспособным чаще в игре, чем в жизни?
  1. Можно ли сказать, что Вы играете в азартные игры больше и чаще, чем год назад?
  1. Испытываете ли Вы чувство вины, стыда после проигрыша в игре?
  1. Если Вы выигрываете, то считаете это «своей заслуженной победой»?
  1. Вы часто рискуете, чтобы нечто доказать?
  1. Можно ли сказать, что азартное времяпрепровождение — лучшая часть Вашей жизни?
  1. Вы думаете об игре, игровых комбинациях, когда не играете?
  1. Соблазн игры — самый большой соблазн Вашей жизни?
  1. Вам приходится скрывать или преуменьшать свою любовь к игре и свои затраты на игру?
  1. Можно ли временно пожертвовать тем, что не связано с игрой, ради игры?
  1. Можно ли сказать, что игра (пусть временно) спасает Вас от неприятностей жизни?
  1. Можно ли сказать, что препятствия к игре вызывают у Вас сильную агрессию, внутренний дискомфорт?
  1. Бывает ли так, что Вы совершаете рискованные действия, чтобы компенсировать материальный ущерб?
  1. Бывает ли так, что после рискованного действия Вы чувствуете себя лучше, комфортнее?
  1. У Вас возникает желание, мысли продолжить игру после выигрыша или проигрыша?
  1. У Вас есть специальные деньги «для игры»?
  1. Бывало ли, что Вы играли в долг?
  1. Можно ли сказать, что неудачи и приобретения в Вашей жизни связаны в в основном с игрой?
  1. Бывает ли, что Вы играете дольше, чем планировали?
  1. Бывает ли, что Вы проигрываете всё, что имеете?
  1. Бывает ли, что проблемы, неприятности вызывают желание поиграть?

Зависимые игроки ответят, по крайней мере, на 5 вопросов утвердительно.

Вне игры:

  • Чётко определите цель, которую Вы достигаете в жизни. Определите, что Вы для этого делаете. Определите, что Вас не устраивает. Затем определите, как Вы это компенсируете, при помощи каких действий. Исключите из этих действий азартные игры.
  • Найдите альтернативу игре. Определите цель, которая будет служить достаточной причиной для отказа от игры.
  • Ищите неигровые способы обрести спокойствие, уравновешенность, сделать нечто чрезмерное, освободиться от негативных эмоций — страха, вины, растерянности, одиночества, потери смысла.
  • Сохраняйте отношения с теми, кто «вне игры». Это Ваша  реальная связь с миром.
  • Игнорируйте любую рекламу азартных действий (лотерей, казино, продуктов с призами) при помощи техник тренинга «Анти-реклама».
  • Примите то, что контролировать потребность в игре — очень сложная и длительная задача. Примите, что отсутствие потребности в игре «сейчас» не означает отсутствия зависимости «сейчас и потом».
  • Учитесь опознавать потребность в искусственной реальности и контролировать её. Помните, что чувство дискомфорта у Вас может быть связано с потребностью, рождённой зависимостью — уйти в реальность игры
  • Определите признаки потребности в искусственной реальности
  • Признайте факт того, что любая уступка потребности, принятие решения играть, приводит к полной утрате выбора и неконтролируемом переходу к игре.

Оцените убеждения, ограничивающие Ваш выбор:

  • Положительный результат в игре поможет решить мои проблемы, изменит мою жизнь.
  • Оценка своей жизни по результатам игры (жизнь прекрасна при победе, ужасна при поражении, жизни нет вне игры).
  • Контролируя игровую ситуацию, я контролирую свою жизнь.
  • Я могу управлять своим поведением и своими решениями во время игры (временем окончания игры, величиной ставок и т.д.).
  • Одушевление игры и игровых атрибутов (карт, фишек, рулетки, автоматов).
  • Принятие решений о своей игровой деятельности только на основании последнего случая игры.

До игры.

  • Чётко определите цель, которую Вы собираетесь достигнуть при помощи игры. Если Ваша цель входит в список «зависимых» целей, откажитесь от игры. К зависимым целям относятся:
  • Желание «забыть о реальности» на время игры, обрести спокойствие, сделать нечто чрезмерное, освободиться от негативных эмоций
  • Желание «заработать» и «отыграться»
  • Желание «проверить» или «доказать правильность» выбранной системы игры
  • Желание обмануть и превзойти соперника
  • Никогда не играйте дважды в одном месте, не привыкайте к месту и игре.
  • Никогда не отказывайтесь от обычной жизни из-за игры. Это Ваш шаг в сторону зависимости независимо от обстоятельств.
  • не пропускаете работу или учебу
  • не оставляйте семью
  • Никогда не используйте игру как способ изменить жизнь, реальность, воздействовать на своё состояние. Не играйте после неприятностей, проблем.

Всегда имейте альтернативный путь достижения целей игры. Успешно проведите все альтернативные действия и только потом рассматривайте возможность игры.

Приступая к игре заранее планируйте затраты и время игры. Сразу заканчивайте игру, не зависимо от ситуации, когда выполните план.

  • Используйте правила определения затрат:
  • тратьте на игру только те деньги, которые можете позволить себе выбросить.
  • отказывайтесь от игры в долг, на последние деньги.
  • никогда не рассматривайте то, что у Вас есть как средство для игры.
  • Никогда не ущемляйте свою семью и детей
  • Никогда не затрачивайте на игру средства, которые пойдут на достижение зависимых целей (см. выше).
  • Используйте правила определения времени игры
  • Тратьте на игру столько времени, чтобы она не была основным занятием Вашей жизни
  • Тратьте на игру столько времени, чтобы иметь возможность выполнять другие цели жизни

Во время игры:

  • Не воспринимайте своего соперника как «одушевлённое» лицо. Всегда помните, что против Вас играет механизм, специально созданный получать прибыль.
  • Не вступайте с соперником в отношения, связанные с ходом и результатами игры («месть», «доказательство» и т.д.).
  • Избегайте поиска ошибок у соперника.
  • Не следуйте системе и не ищите систем.
  • Ничего не доказывайте, играя.
  • Чётко следите за запланированным временем игры и установленными затратами.
  • Правильно реагируйте на выигрыши:
  • Выигрыш в азартной игре — часть игры, специально предназначенная для того, чтобы «втянуть Вас в игру», отвлечь и снизить концентрацию внимания.
  • Выигрыш — сигнал манипуляции. Воспринимая выигрыш как свою победу, Вы начинаете играть по правилам манипулятора.
  • Усильте бдительность
  • Не ориентируйтесь на выигрыш как на аргумент в пользу своей удачи, правоты, продолжения игры.

Правильно реагируйте на поражения:

  • Как и выигрыш, это часть игры. Она специально предназначена для того, чтобы «втянуть Вас в игру», отвлечь и снизить концентрацию внимания. Но это более сильный вариант воздействия!
  • Это сигнал манипуляции. Если проигрыш для Вас — Ваше поражение, которое «нужно отыграть» — Вы играете по правилам манипулятора.
  • Сохраняйте спокойствие.
  • Не воспринимайте проигрыш как аргумент продолжать игру, как признак своей «неудачливости»,
  • Чувство вины после проигрыша — мост к следующей игре. Обнаруживайте чувство вины. Определяйте человека, который вызвал у Вас чувство вины. Изменяйте свои отношения с этим человеком не привлекая к этому игру.
  • Следите за появлением мыслей об удаче, фортуне и решительно их пресекайте.
  • Избегайте мыслей об исключительности (себя самого, выбранной системы, места и вида игры).

При выполнении заранее установленного плана

  • Остановите игру.
  • Скажите себе, что это и есть то, что Вам нужно.
  • Завершите данную игру навсегда, без мыслей о продолжении, независимо от результатов.
  • Решительно покиньте место игры.

После игры:

  • Не возвращайтесь мыслями к игре.
  • Не анализируйте свои действия, тактику.
  • Не пытайтесь построить другой способ игры.
  • Избегайте поиска возможностей и способов переиграть казино.
  • Не верьте в системы, рейтинги безопасных азартных игр.

 

Медитация во время игры (техника независимой игры)

Азартное, рискованное поведение и игра не обязательно приводят к зависимости. Наоборот, это мощнейшие формы для доступа силы, творчества, импровизации, если азарт и риск служат для поиска и достижения Вашей истинной цели.

Применяйте эту технику в обычной жизни, создавая для себя альтернативу азартной игре. Попробуйте превратить какое-нибудь обычное действие в игру, особенно когда от Вас необходимо творческое решение или действие.

Я разрешаю себе играть, когда игра полезна для меня. Моя игра — способ приблизиться к моей цели. Моя игра — возможность для доступа к силам. Моя игра — возвращение к себе. Я люблю играть, потому что игра ведёт меня к моей цели. Я играю, чтобы разрешить себе быть ребёнком. Я играю, когда мне нужна интуиция.

В моей игре нет денег. В моей игре есть мои способности.

В моей игре нет побед и поражений. В моей игре это радость, которую я получаю  от того, что делаю.

В моей игре нет удачи. В моей игре есть моя цель.

Моя игра — вне систем. Моя игра ничего не доказывает. Моя игра — вне заработков. Моя игра — вне соревнований.

Моя игра — это не замена жизни. Моя жизнь — это моя игра.

Моя игра — шаг к реальности. Моя игра — моё творчество. Моя игра — путь к моей цели.

 

Источник: Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. — М.: Психотерапия , 2006. — 469 с.  ISBN  5903182038

 

Запись опубликована в рубрике Блог про деньги и людей, Книги про деньги с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Человек Азартный, или гемблинг»

  1. Marinovne говорит:

    Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учёбу, отказаться от перспективы карьерного роста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *